Отоантрит у детей раннего возраста: причины возникновения и признаки патологии, диагностика и лечение медикаментами и народными средствами, меры профилактики

Содержание

Отоантрит у детей раннего возраста: причины возникновения и признаки патологии, диагностика и лечение медикаментами и народными средствами, меры профилактики

Степени гипотрофии у новорожденных и детей раннего возраста, причины и факторы риска, лечение и профилактика

Недобор массы тела у детей в возрасте до трех лет может быть вызван множеством факторов. Так, с началом прорезывания молочных зубов прибавлявший по полтора килограмма в месяц карапуз может на некоторое время значительно снизить темп прибавки или вовсе застопориться в имеющемся весе. Данное обстоятельство не является болезнью, и после появления первых зубов ситуация нормализуется.

Другое дело, когда недостаток массы тела появляется из-за плохого усвоения или нехватки необходимых питательных веществ. Это состояние носит название «гипотрофия», и без медицинской помощи оно может иметь крайне негативные последствия.

Симптомы и степени гипотрофии у новорожденных и детей раннего возраста

Гипотрофия развивается как у новорожденных младенцев, так и у трехлеток. У только что родившихся крох заболевание носит врожденный характер и называется внутриутробной гипотрофией, у деток постарше оно является уже приобретенной патологией (постнатальная гипотрофия). Также классификация недуга по периоду развития включает в себя третий тип – смешанный, когда к врожденным факторам добавляются приобретенные. Внутриутробная форма определяется врачами сразу после появления малыша на свет, расчет тяжести постнатальной и смешанной осуществляется в процессе взросления и развития.

По степени тяжести гипотрофии новорожденных и старших детей и сопутствующей ей симптоматике выделяется три формы:

  1. Легкая. Из симптомов имеют место легкое снижение аппетита, беспокойное поведение и нарушение сна. Из внешних признаков – худоба в районе живота, немного сниженный тонус мышц. Кожа остается неизмененной с небольшой потерей упругости и бледностью. Легкая степень гипотрофии может сопровождаться сниженным иммунитетом, осложнениями в виде частых инфекционных заболеваний, расстройств пищеварения.
  2. Средняя. Проявляется в недоборе веса (–30% от нормы) и отставании в росте (4 см). Из внешних проявлений наблюдается выраженная худоба с четкой визуализацией ребер. Кожа теряет эластичность, легко собирается в складки, бледнеет и местами шелушится. Ребенок отстает в эмоциональном и психомоторном развитии, плохо спит. Такие малыши теряют активность, плохо кушают или отказываются от еды, часто срыгивают.
  3. Тяжелая. Эту степень замечают невооруженным глазом, так как жировая подкожная клетчатка истончена на всех частях тела. Мышцы атрофируются, кожные покровы становятся сухими. Вокруг губ ребенка образуются трещины, глаза сухие из-за отсутствия слез. Недобор веса превышает 30%, роста – 10 см. Ребенок постоянно плачет или, наоборот, ведет себя безучастно, нечему не учится и теряет уже приобретенные ранее навыки. Могут наблюдаться сопутствующие патологии в виде пневмонии или заболевания почек.

Причины развития патологии

Спровоцировать развитие гипотрофии может множество внешних и внутренних факторов. К основным причинам внутриутробного развития болезни относят:

  • возраст беременной (слишком ранний или поздний);
  • неполноценное питание беременной;
  • вредные привычки матери;
  • патологии плаценты;
  • токсикоз и гестоз;
  • многоплодная беременность;
  • работа будущей мамы в процессе вынашивания на вредных производствах;
  • преждевременные, тяжелые роды.

Постнатальную гипотрофию вызывают:

Нарушения в питании (количественные и качественные)

Чаще всего гипотрофия у детей становится следствием нарушений и погрешностей питания. У новорожденных детей может развиться дефицит подкожной клетчатки из-за нехватки материнского молока, его плохого усвоения. Искусственные смеси могут не подходить по своему составу и вызывать расстройства пищеварения, что также не идет на пользу младенцам.

Дети, вышедшие из грудного возраста, могут столкнуться с гипотрофией из-за недостаточного питания в силу социальных факторов или же собственных особенностей характера. Очень часто на прием к врачу мамы приводят детей с недостаточной массой тела, жалуясь на то, что ребенок «малоежка». Из-за нехватки питательных веществ и витаминов, поступающих вместе с пищей, и развивается череда патологий, пагубно влияющих на развитие ребенка.

Инфекционные заболевания

Перенесенные кишечные инфекции, сопровождающиеся жидким стулом и рвотой, очень часто приводят к обезвоживанию. Вследствие этого возникает критический недостаток питательных веществ, который необходимо восполнить как можно быстрее, особенно это касается детей в возрасте до 12 месяцев. Для таких крох обезвоживание несет смертельную опасность.

Врожденные особенности

Оставить свой неблагоприятный след на весе и состоянии появившегося на свет могут и патологии плаценты, такие как ее раннее старение и нарушение кровотока. Скрываться причины врожденного недуга могут в плохой экологии и эмоциональной нестабильности матери во время вынашивания плода.

Лечение гипотрофии

Окончательный диагноз ребенку врач может поставить только на основании проведения диагностического комплекса, который включает в себя:

  • сбор анамнеза ребенка или матери;
  • визуальный осмотр и оценка поведения;
  • вычисление индекса массы тела;
  • исследование крови (общее и биохимия) и мочи;
  • исследование кала на наличие дисбактериоза и копрограмма;
  • иммунологическое обследование;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов.

В случаях выявления гипотрофии плода при проведении очередного ультразвукового исследования беременную женщину направляют на обследование в стационар. В отделении патологии проводят исследования, позволяющие выяснить причину и принять меры к устранению образовавшейся проблемы.

В зависимости от степени тяжести заболевания у уже родившегося малыша лечить его могут по-разному:

  1. При 1 степени лечение проводят дома. К медицинским предписаниям относят получение суточного объема пищи, рекомендуемого для возраста ребенка, прием ферментов и поливитаминных комплексов, соблюдение режима дня.
  2. При 2 и 3 степени лечение обязательно проводится в условиях больничного стационара для минимизации риска осложнений. Нахождение там будет зависеть от того, насколько быстро организм малыша приспособится усваивать положенное ему количество пищи. Одновременно с диетотерапией проводится медикаментозная терапия

Нормализация питания и усвоения питательных веществ

У старших детей диетотерапия делится на несколько этапов:

  1. Кормление продуктами, предназначенными для младших возрастов. При этом количество кормлений увеличивается вдвое.
  2. На 2-м этапе рацион и меню расширяют, добавляя в него специальные смеси.
  3. Заключительный этап предполагает увеличение калорийности продуктов до намного отличающихся от нормы показателей (при норме 120 ккал увеличивают до 200).

Назначение медикаментозных препаратов

Маленьким пациентам прописывают следующие медикаменты:

  • препараты, содержащие ферменты, вырабатываемые поджелудочной железой человека;
  • анаболики (в случаях 2 и 3 степени);
  • иммуномодулирующие средства;
  • препараты, нормализирующие микрофлору кишечника;
  • витамины;
  • при необходимости прописывают лекарства для устранения симптомов сопутствующих заболеваний (к примеру, антибиотики при кишечной инфекции).

Организация правильного ухода (прогулки, ванны, массаж и гимнастика)

Для скорейшего выздоровления ребенка, каким бы заболеванием он ни болел, необходимо создать положительную психоэмоциональную атмосферу. Младенцев крайне важно как можно чаще держать на руках и кормить грудью. Старшим детям рассказывают сказки, играют с ними в игры, дают слушать песни и выводят на прогулку, даже в условиях стационара.

Надлежащий уход за ребенком должен обязательно включать физическое развитие, которое при болезни дополняет и стимулирует лечебная физкультура (ЛФК). Упражнения укрепляют мышцы и связки, положительно действуют на суставы.

Также особую роль в лечении гипотрофии занимает массаж. Он подбирается индивидуально для каждого больного в зависимости от его состояния и тяжести болезни. Для «тяжелых» ребятишек массаж проводится в положении лежа, внимание уделяется областям шеи и поясничной зоны. В процессе улучшения состояния делают массаж и других частей тела.

Профилактика расстройства питания и пищеварения у детей

Профилактика гипотрофии включает в себя:

  • своевременное обследование беременной женщины и устранение имеющихся проблем с ее здоровьем;
  • соблюдение будущей мамой режима дня, сбалансированный рацион, отсутствие злоупотребления алкоголем, курения и приема наркотических средств;
  • грудное вскармливание ребенка (до 1 года обязательно);
  • контроль количества и качества грудного молока;
  • качественное и достаточное питание ребенка, своевременное введение прикорма в соответствии с его возрастом и потребностями;
  • введение в рацион витаминов и сезонных фруктов и овощей;
  • своевременная диагностика, лечение и профилактика инфекционных заболеваний и патологий иного рода.

Анемия у детей: симптомы, причины и лечение

Дети до года находятся в группе риска развития железодефицитной анемии.

Комплекс исследований для диагностики железодефицитной анемии направлен на выявление причин и условий возникновения данного патологического состояния.

Железодефицитная анемия может быть одним из последствий активного роста ребенка.

Прием железосодержащих добавок часто является дополнительным компонентом лечения анемии.

Низкий уровень гемоглобина в крови у детей может грозить сбоями в работе иммунитета, отставанием в физическом развитии, кислородным голоданием.

Недостаток железа в крови особенно опасен в детстве, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.

«Детский феррогематоген» может стать дополнительным источником железа для организма.

«Детский феррогематоген» — БАД, созданный с целью профилактики железодефицитных состояний у детей и подростков.

Читайте также:  Лечение язвы желудка медикаментозными и народными средствами: самые эффективные методы

Узнать стоимость.

Анемия — или пониженный уровень гемоглобина в крови — не самостоятельное заболевание, а симптом, который встречается достаточно часто. Во всем мире около 2 миллиардов людей страдает от анемии. Причем чаще всего симптом диагностируется у детей. По данным ВОЗ, анемия в той или иной степени присутствует у 47,4% дошкольников и у 25,4% детей школьного возраста. Насколько анемия опасна, из-за чего она возникает и как с ней бороться?

Пару слов о детской анемии

Анемией называют понижение уровня гемоглобина и, как следствие, снижение количества эритроцитов — клеток крови, которые переносят гемоглобин.

Гемоглобин — это крайне важный железосодержащий белок, его задача — транспортировка кислорода к органам и тканям организма. При нехватке гемоглобина весь организм испытывает кислородное голодание. Именно поэтому симптомы анемии у детей так разнообразны.

Нормальный уровень гемоглобина у детей отличается от показателей взрослых. У младенцев в первые дни жизни норма гемоглобина составляет 180–240 г/л, у детей до полугода — 115–175 г/л, от полугода до 5 лет — 110–140 г/л, с 5 до 12 лет — 110–145 г/л, с 12 до 15 лет — 115–150 г/л.

Очень часто анализы выявляют признаки железодефицитной анемии у детей. Причина столь широкой распространенности этой патологии в том, что механизм кроветворения у детей еще не отлажен и на него могут повлиять даже самые, казалось бы, малозначительные факторы. Другая причина анемии у детей — быстрый рост, что требует большого количества питательных веществ.

Железодефицитная анемия отнюдь не безобидна. У детей, страдающих данной патологией, плохой аппетит и слабый иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Такие дети малоактивны, они медленно набирают вес. Кроме того, при железодефицитной анемии дети часто бывают раздражительными и плаксивыми.

Причины состояния

Почему возникает анемия у детей? Вот самые распространенные причины:

  • У новорожденных анемия может возникнуть из-за проблем во время беременности — кровотечений, отслойки плаценты, угрозы выкидыша, инфекционных болезней у матери. Особенно опасен период с 28-ой по 32-ую неделю. Анемия у будущей мамы — также существенный фактор риска. Нередко анемия диагностируется у детей, появившихся на свет раньше срока, а также при многоплодной беременности.
  • Неправильное, несбалансированное или однообразное питание в любом возрасте — частая причина анемии. При погрешностях в питании в организм не поступает достаточное количество железа и витаминов, необходимых для его всасывания — в первую очередь витаминов С и В12.
  • Анемия нередко вызывается регулярными кровотечениями.
  • Аллергии, экссудативный диатез и нейродермит иногда могут приводить к железодефицитной анемии.
  • Инфекционные заболевания (туберкулез, пиелонефрит и т.д.), глистные инвазии и микозы приводят к нарушению всасывания железа — ребенок может получать его в достаточном количестве, но микроэлемент попросту не усваивается.

Признаки анемии у детей

Чтобы точно диагностировать анемию, нужно проконсультироваться с врачом и сдать анализ крови. Но существуют признаки, позволяющие предположить нехватку железа:

  • Кожа становится бледной и сухой, ногти и волосы — тусклыми и ломкими, в уголках рта возникают незаживающие язвочки. В запущенных случаях на ладонях и ступнях могут появиться трещинки.
  • Поскольку дефицит железа вызывает снижение иммунитета, дети с железодефицитной анемией часто простужаются и «подхватывают» желудочно-кишечные инфекции.
  • Вялость, сонливость, плаксивость и раздражительность, плохой сон и быстрая утомляемость — типичные признаки анемии у детей.
  • Железодефицитная анемия у детей сказывается и на работе пищеварительной системы. Нехватка железа может проявляться тошнотой и рвотой, диареей или запорами, пониженным аппетитом. Некоторые родители отмечают, что при железодефицитной анемии дети иногда пытаются жевать известку, мел или землю.
  • Давление при анемии обычно пониженное, отмечаются тахикардия и одышка, иногда ребенок падает в обморок.
  • Дети с анемией нередко жалуются на головную боль, головокружения, шум в ушах.

Если у вашего ребенка наблюдаются похожие симптомы, не откладывайте визит к врачу. Диагностировать анемию легко, прогноз при правильно подобранном лечении также благоприятный. Но вот последствия запущенной железодефицитной анемии весьма серьезны.

Диагностика

Если вам кажется, что у вашего ребенка железодефицитная анемия, немедленно обращайтесь к врачу-педиатру. Он даст направление на анализы и, возможно, отправит к более узкому специалисту — гематологу.

Основной метод диагностики анемии у детей — лабораторные исследования, в частности — общий анализ крови. На наличие железодефицитной анемии могут указывать такие параметры, как пониженное содержание гемоглобина (нижний предел зависит от возраста ребенка), малое количество эритроцитов, а также понижение цветового показателя до 0,85 или ниже.

Для уточнения диагноза назначают и биохимический анализ крови. Помимо прочего, он показывает уровень ферритина (чем он ниже, тем дольше организм испытывает недостаток железа) и концентрацию сывороточного железа. Если оба эти параметра ниже нормы, железодефицитная анемия более чем вероятна. На тот же диагноз указывают повышение концентрации эритропоэтина и высокая железосвязывающая способность сыворотки крови.

В некоторых случаях требуется анализ кала — его проверяют на наличие эритроцитов (примеси крови).

Лечение анемии у детей

Как у детей раннего возраста, так и у школьников лечение анемии должно иметь комплексный характер. И самая важная его часть — пересмотр диеты и распорядка дня.

Необходимо организовать день ребенка так, чтобы он как можно больше времени проводил на свежем воздухе и играл в подвижные игры — умеренная физическая нагрузка крайне важна, так как она улучшает снабжение тканей кислородом. При этом важно следить и за тем, чтобы ребенок всегда ложился спать и просыпался в одно и то же время, так как недосып плохо сказывается на самочувствии детей с анемией.

Диета при анемии должна содержать большое количество продуктов, богатых железом. К ним относятся красное мясо и субпродукты, бобы и горох, гречневая крупа, яйца (особенно желток), какао, морская капуста, грибы, яблоки и гранаты, сухофрукты (курага, урюк, чернослив). Также необходимо пополнить рацион продуктами, которые содержат витамин С (болгарский перец, цитрусовые, шиповник, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста, киви) и В12 (рыба и морепродукты, телячья печень, зеленые листовые овощи). Без этих витаминов железо не усваивается.

Иногда имеет смысл принимать витаминные комплексы и биодобавки. К последним, кстати, относится столь любимый детьми гематоген.

При серьезной железодефицитной анемии врач назначит точно дозированные препараты железа.

Профилактика

Важная часть профилактики железодефицитной анемии у детей — регулярные осмотры у врача и исследования крови. Нехватка железа легко выявляется даже на самых ранних стадиях, когда ее проще всего устранить. Особого внимания требуют дети, родившиеся недоношенными или с дефицитом массы тела, а также дети матерей, страдавших анемией во время беременности.

Чтобы избежать развития анемии, нужно строго следить за питанием ребенка, включая в меню железосодержащие продукты, а также фрукты и овощи. Чем разнообразнее рацион, тем меньше шансов, что ребенок будет испытывать недостаток в том или ином витамине или минерале.

Столкнулись ли ваши дети с такой проблемой, как анемия или нет, в любом случае, для полноценного развития ребенка необходимо поощрять активные игры и физические нагрузки, даже если ради этого придется проявить строгость и ограничить доступ малыша к телевизору, игровым приставкам и интернету. Многим родителям мультфильмы или видеоигры кажутся простым способом занять ребенка, однако благодаря развитию технологий около 30% современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это чревато не только анемией, но и набором лишнего веса, замедлением физического развития, проблемами с позвоночником, зрением и кровообращением.

Как выбрать гематоген

Мы уже упоминали о пользе гематогена в профилактике железодефицитной анемии. Но бездумно покупать в магазине первую попавшуюся плитку не стоит. Гематоген гематогену — рознь. О том, как выбрать действительно полезный продукт, мы попросили рассказать специалиста компании «Фармстандарт» — производителя узнаваемого многими детьми и родителями детского гематогена с ежиком:

«Гематоген — одна из самых популярных пищевых добавок, она показана для профилактики анемии. Наверняка, все родители знают, как непросто убедить ребенка есть полезную брюссельскую капусту или рагу из печенки — малыши бывают крайне привередливы в еде. При этом дети, абсолютно равнодушные к сладкому, встречаются крайне редко. Именно поэтому гематоген нравится школьникам и дошкольникам — по вкусу он похож на конфету-ириску, но, в отличие от обычных сладостей, гематоген содержит специально подобранную для детей дозу железа и витаминов, необходимых для их полноценного всасывания и транспортировки к месту синтеза эритроцитов. Однако выбирать гематоген нужно внимательно — некоторые продукты, носящие это название, вообще не являются БАДами и относятся к кондитерским изделиям. Поэтому покупать гематоген желательно в аптеке, а перед покупкой стоит внимательно прочитать состав на этикетке.

Гематоген должен содержать альбумин — это главный компонент, насыщающий организм железом. Выбирайте гематоген без добавления шоколада, цукатов, орехов или кокосовой стружки — многие подобные добавки могут ухудшать всасывание железа, они зачастую лишь придают продукту приятный вкус, но не несут никакой пользы.

Разработанный нашей компанией «Феррогематоген® детский» — это продукт, который создан с учетом потребностей детского организма и в который железо включено еще и в виде сульфата. Чтобы улучшить всасывание железа, мы обогатили наш гематоген витаминами С и В12, фолиевой кислотой и медью. Мы принципиально не добавляем ничего лишнего — никаких ароматизаторов и искусственных вкусовых добавок, никакого шоколада и цукатов, пользы от которых нет.

Несмотря на то, что наш продукт не является лекарством, принимать его нужно согласно инструкции. Например, детям 3–7 лет показан прием 30 г «Феррогематогена детского» или 25 г «Феррогематогена-Фармстандарт» в день во время еды. Тем, кто старше, дозу можно увеличить до 50 г. В любом случае проконсультируйтесь с врачом, даже у такого безобидного продукта могут быть побочные эффекты или противопоказания, например, наличие у ребенка аллергии на компоненты состава».

Консультация для родителей и воспитателей «Болезни и их профилактика у детей раннего возраста»

Оксана Ивахненко
Консультация для родителей и воспитателей «Болезни и их профилактика у детей раннего возраста»

Читайте также:  ЭКО донорской яйцеклеткой, ооцитами и замороженным овоцитом, почему не всегда удается оплодотворение

Предлагаю на ваш суд консультацию на тему:” Болезни и их профилактика у детей раннего возраста”. Очень часто молодые родители задают вопросы воспитателям по тому или иному заболеванию у детей, так как недостаточно владеют данной информацией. Поэтому нам,воспитателям очень важно самим знать об этом, чтобы чётко проинформировать родителей о том, что их тревожит. Итак,начну с того, что взаимодействие с семьёй- актуальное направление ФГОС ДО.

Инфекционные болезни:Общая и обязательная информация.

Что важно?

Знать о делении микробов на Вирусы и Бактерии. Следует чётко понимать разницу между вирусами (вирусными инфекциями)и бактериями (бактериальными инфекциями).Каждой инфекционной болезни соответствует только один, конкретный микроорганизм,вызывающий именно это заболевание.

Что же надо знать?

1. Источник инфекции:человек, а также кошки, собаки, птицы, насекомые и. т. д.

2. Пути передачи болезни:наиболее ” популярны”- воздушно-капельный путь (микроб вдохнули) и пищевой путь (микроб съели).

3. Восприимчивость к болезни. При контакте с заболевшим ветряной оспой или краснухой заражаютя практически все, кто раньше не болел. При дифтерии может заболеть 1 из десяти, при скарлатине- 1 из 5, при кори- 2 из 3.

4. Иммунитет. Имеется ли у человека врождённый иммунитет к конкретной болезни? Если заразились- сколько надо времени для выработки иммунитета? Если переболели- можно ли заболеть ещё раз?

Скарлатина– острое инфекционное заболевание. Характеризуется ангиной с лимфаденитом, лихорадкой, интоксикацией, мелкоточечной сыпью с последующим пластинчатым шелушением кожи.

Клиника. Инкубационный период длится от 1 до 12 дней. чаще 2-7. Болезнь, как правило начинается остро. Период разгара болезни продолжается 3-5 дней. Тяжесть состояния нарастает, выражены симптомы интоксикации. Температура уже в первые часы достигает 39-40 градусов и держится 3-5 дней.

Лечение. При лёгкой форме болезни лечение проводят в домашних условиях. В случае среднетяжёлой и тяжёлой форм дети должны лечиться в инфекционной больнице.

Профилактика. Активная иммунизация при скарлатине не проводится. Детям раннего возраста и ослабленным, бывшим в контакте, вводят 3-6 мл у-глобулина. В детских учреждениях с момента изоляции больного устанавливается карантин на 7 дней. Переболевшие допускаются в коллектив через 22 дня после начала заболевания, выписанные из больницы- через 12 дней после окончания срока изоляции.

Коклюш– острая инфекционная болезнь с циклическим типом течения. Характеризуется своеобразными приступами спазматического кашля.

Клиника Инкубационный период колеблется от 3 до 15 дней. В течении болезни различают три периода- катаральный, спазматический и период разрешения. Болезнь начинается с повышения температуры, иногда до высоких цифр. С первых дней болезни появляются насморк, сухой кашель. Постепенно кашель усиливается и становится основным симптомом болезни. Вначале приступы кашля возникают ночью, а затеи и днём. Катаральный период продолжается 3-14 дней.

Лечение. При тяжёлых формах болезни необходима госпитализация. В первую очередь проводится этиотропная терапия. С этой целью назначаются антибиотики.

Профилактика. При подозрении на коклюш важна как можно ранняя изоляция больного дома. Дети в возрасте до 7 лет, бывшие в контакте с болььным, подлежат изоляции на 14 дней. Детям до года, а также ослабленным, бывшим в контакте, вводятся 3-6 мл у-глобулина двукратно через 48 часов. Главное в профилактике- активная иммунизация. Коклюшная вакцина входит в состав адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины (АКДС). Массовая вакциация и ревакцинация привели к резкому снижению и даже ликвидации (в некоторых регионах) коклюша.

Краснуха– острая инфекционная болезнь вирусного происхождения. Характеризуется умеренной интоксикацией, мелкопятнистой сыпью и увеличением затылочных лимфатических узлов.

Клиника. Инкубационный период длится 15-24 дня. Болезнь начинается с небольшого повышения температуры, лёгкого недомогания, насморка; может быть незначительный конъюктивит. Типичный симптом- припухание и болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Они увеличиваются за 1-3 дня до высыпания и принимают нормальные размеры через несколько дней после угасания сыпи. Сыпь появляется на лице, шее и в течении нескольких часов распространяется по всему телу, локализуясь преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, спине, ягодицах.

Лечение. Симптомотическое (применяются средства, облегчающие общее состояние).

Профилактика. Больной подлежит изоляции до 5-го дня с момента высыпания. Дети, бывшие в контакте с больным, изолируются на 24 дня. Гаммаглобулинопрофилактика не эффективна. Имеется высокоиммуногенная аттенуированная вакцина против краснухи.

Корь– типичная вирусная инфекция, а вызывающий её вирус имеет целый ряд удивительных особенностей. Для этой инфекции характерна почти 100- процентная восприимчивость, то есть если человек, ранее корью не болевший, будет контактировать с заболевшим корью (разумеется в то время, когда больной заразен, то вероятность заболеть самому чрезвычайно высока.

Клиника. Начинается корь с повышения температуры, головной боли. кашля, насморка. Весьма типично поражение глаз- слезотечение,конъюктивит, после чего появляется сыпь- розовые пятнышки, которые,сливаясь друг с другом, превращаются в пятна и, появившись вначале на голове (за ушами, на лице, медленно опускаются вниз,а в течении двух-трёх дней добираются до ног.

Лечение. Заболевший корью ребёнок заразен уже за 1-2 дня до возникновения первых признаков болезни и перестаёт быть таковым через 5 дней после появления сыпи. Корь вызывает существенное снижение иммунитета (на фоне болезни очень легко подхватить ещё какую-нибудь инфекцию).При кори отмечается резкое снижение в организме ребёнка содержания витамина А и витамина С, что может способствовать возникновению осложнений.

Профилактика. Каждый здравомыслящий родитель обязан сделать всё от него зависящее, чтобы ребёнок не заболел. Прививка от кори- это, по своей сути, искусственное заражение ребёнка вирусом, но очень ослабленным. Принципиально важен тот факт, что при возникновении любых признаков кори после прививки ребёнок абсолютно) не заразен и может совершенно спокойно посещать детский коллектив. Вывод очевиден- прививки надо делать своевременно и в обязательном порядке!

Полиомиелит– спинальный детский паралич, острое вирусное заболевание. Вирус полиомиелита особым образом поражает нервную систему, и частым следствием заболевания являются не поддающиеся лечению параличи. Профилактические прививки исключительно надёжны, что проявляется повсеместным и весьма значительным снижением как частоты болезни, так и её тяжести.

Клиника. помните, что подавляющее большинство врачей полиомиелита не видели в глаза. Вероятность того,что диагноз будет поставлен своевременно, не очень велика,а возможности лечения (даже при своевременно поставленном диагнозе) тоже не очень велики.

Профилактика. Вывод абсолютно очевиден: плановая вакцинация, тем более что противопоказаний к осуществлению прививок от полиомиелита практически нет. Иммунитет после прививки вырабатывается в кишечнике, поэтому после проведения прививки (это, кстати,даже не укол. а несколько капель в рот) почти никогда не бывает общих реакций в виде повышения температуры, снижения аппетита и. т. п

«Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик» г. Соликамск, Пермский край «Адаптируемся вместе» консультация для.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка радостным, веселым и самое главное –здоровым. Одна из причин,заставляющих родителей волноваться.

Консультация для родителей «Развиваем движения у детей раннего возраста» В жизни каждого человека движения полезны и необходимы для здоровья, а для детей особенно. Но они в отличие от взрослых испытывают ограниченную.

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» Что дети должны научиться делать самостоятельно Дети младшего возраста должны уметь: • Мыть руки, засучивая рукава; • Мыть лицо, не разбрызгивая.

Консультация для воспитателей «Адаптационный период детей раннего возраста: каким он должен быть?» Первые годы жизни ребёнка- важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным.

Консультация для воспитателей «Рисуем песком и развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Сейчас очень актуален вопрос синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, которому в последние десятилетия придается.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей раннего возраста» Уважаемые родители! В наше нелегкое время патриотическое воспитание играет важную роль. И лучше всего, если прививать любовь к своей стране,.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Заболевания детей раннего возраста. Хронические расстройства питания

Заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматиты, молочница).

План изложения материала:

1. Хронические расстройства питания. Виды.

2. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии.

3. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

Читайте также:  Арахис: состав и пищевая ценность, польза и вред для организма, сферы применения и противопоказания к употреблению, способы приготовления и правила хранения

4. Профилактика гипотрофии.

5. Паратрофия (ожирение). Причины и факторы риска. Клинические проявления. Принципы лечения. Профилактика.

6. Сестринский процесс при дистрофиях.

7. Стоматиты: определение, виды. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию заболевания.

8. Клинические симптомы стоматитов, осложнения, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

9. Профилактика стоматитов у детей.

10. Сестринский процесс при стоматитах.

Цель занятия:Сформировать у студентов знания о причинах, предрасполагающих факторах, клинических проявлениях, принципах лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Содержание учебного материала:

Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска, ранние признаки и клинические проявления, осложнения. Диагностика, принципы лечения и планирования сестринского ухода за пациентами. Профилактика заболеваний.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Механизмы развития патологического процесса при диспепсии, гипотрофии.

2. Роль медицинской сестры в ранней диагностике заболеваний.

3. Роль медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний.

Знать:

1. АФО органов пищеварения у детей грудного возраста.

2. Факторы риска и причины развития заболеваний.

3. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику.

4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Профилактику заболеваний.

Дистрофия(от греч. dys- расстройство, trophe- питание) – это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают:

· Гипотрофия – недостаточное питание.

· Паратрофия, ожирение – избыточное питание.

Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.

Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет

10-12% детей до 3-х лет.

Этиология:

Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.

Факторы риска развития заболевания:

1. Алиментарные факторы:

· Недостаточное питание матери во время беременности

· Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция

· Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.)

· Несбалансированное питание ребенка

2. Инфекционные факторы:

· Инфекционные поражения желудочно-кишечного тракта

· Инфекции мочевыводящих путей, пиелонефрит

· Различные очаги инфекции

3. Врожденные пороки развития:

· Пороки развития желудочно-кишечного тракта с непроходимостью и рвотой (пилоростеноз и т.д.)

· Незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба.

· Наследственные аномалии обмена веществ (ферментопатии и т.д.)

· Органические поражения ЦНС

4. Психосоциальные факторы:

· Недостаточное внимание к ребенку

· Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка

· Дефекты ухода и воспитания

· Несоблюдение режимных моментов.

Механизм патологического процесса:

Под влиянием различных факторов происходит нарушение ферментативной деятельности пищеварительных желез, подавляется секреция желудочно-кишечного тракта. Нарушаются процессы ферментативного расщепления и всасывания пищевых веществ в кишечнике, развивается дисбактериоз, снижается синтез витаминов. Для поддержания процессов жизнедеятельности организм использует запасы жира и гликогена из депо (подкожная клетчатка, печень, мышцы, внутренние органы), затем начинается распад клеток паренхиматозных органов. В процессе распада образуются промежуточные токсические вещества, которые еще больше ухудшают обменные процессы. Нарушается возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, их регуляторные механизмы, что приводит к угнетению и истощению внутренних органов. Разрушается система иммунологической защиты, легко присоединяется инфекция и активируются ее эндогенные очаги с развитием септического и токсического состояния.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10437 – | 7699 – или читать все.

Антрит (отоантрит) у детей

Часто у детей возникает такое заболевание, как антрит. По-другому оно называется отоантрит. Приведем медицинское определение антрита у детей. Под антритом понимают воспаление, которое распространяется на стенки антрума, то есть сосцевидного отростка и прилегающих к нему тканей.

Антрум бывает полностью сформирован уже к трем годам, однако у новорожденных формируется пещера в сосцевидном височном сегменте кости, поэтому часто отит, осложненный воспалением, у детей называют антритом. Аналогичное заболевание у взрослых носит название мастоидит.

Чаще всего антрит, или отоантрит, встречается у недоношенных, с низким иммунитетом, имеющим малый вес детей грудного возраста.

Причины возникновения антрита

Несколько факторов способны вызвать появление у детей антрита. К ним можно отнести следующие причины антрита:

  • Респираторные заболевания в острой форме;
  • Некоторые заболевания системы дыхания, как то: бронхит или пневмония;
  • Заболевания, связанные с желудочно-кишечным трактом. Очень часто антрит может быть спровоцирован острым гастроэнтеритом;
  • Болезни, которыми болела мать в период беременности: различного рода инфекции, последствия токсикоза. Негативное влияние оказывает также алкоголь или наркотические препараты;
  • Травма при рождении;
  • Рождение ребенка раньше срока;
  • Кормление искусственным путем, которое провоцирует диатез, рахит или гипотрофию;
  • Незаконченное лечение острого гнойного среднего отита.

Распространенные симптомы антрита

Антрит может протекать либо очень стремительно, бурно, либо в скрытой форме. При стремительном протекании антрит называется явным, если же он протекает скрытно, то он носит название латентного.

После начала острого среднего отита, приблизительно на 10 или 14й день, начинает быстро развиваться явный антрит. Кажется, что ребенок уже стоит на пути выздоровления, однако это ощущение обманчиво. Основные симптомы антрита появляются сразу же после начала заболевания.

Состояние ребенка начинает стремительно ухудшаться. Оно сопровождается повышением температуры, увеличивающейся интоксикацией. Ребенок в такие периоды не может спать, кушает исключительно плохо, очень часто проявляет беспокойство и плачет.

Переходная заушная складка в этот момент болезни сильно сглажена, наблюдается гиперемия, а также инфильтрация кожного покрова. В некоторых случаях наблюдаются припухлости и флюктуации, причем значительно повышена температура кожи именно на этом участке.

Из уха в больших количествах течет гнойная масса. Ее убирают, но гной с новой силой начинает течь из наружного слухового прохода. Это называют симптомом резервуара.

Что касается барабанной перепонки, то она подвержена деформированию, особенно ее задний верхний сегмент. Через перфорацию начинается пролабирование слизистой, которая приобретает свойства грануляционной ткани.

На фоне особо тяжелых заболеваний развивается латентный антрит. Его протекание характеризуется отсутствием ярко выраженных местных симптомов. Иногда антрит протекает в своей латентной форме из-за действия антибиотиков, применяемых в ходе лечения.

Диагностика антрита у детей

Диагностировать антрит в большинстве случаев очень трудно, так как заболевание не обладает ярко выраженной клинической картиной. Нет ни одного симптома, который отражал бы специфику заболевания. В основном, это касается латентного антрита.

Обнаружить же явный антрит несколько проще. Это помогают сделать анамнез, клинический осмотр, а также некоторые дополнительные методы диагностики антрита у детей.

К ним можно отнести:

  • Пункцию;
  • Рентген;
  • Анализ крови;
  • Отомикроскопия;
  • Парацентез.

Врачи делают пункцию ушной пещеры с помощью специальной иглы. Эта процедура называется антропунцией. Для этого необходимо оттянуть ушную раковину таким образом, чтобы пещера спроецировалась в верхнюю заднюю часть наружного слухового прохода. Направить иглу следует вниз на глубину 2-3 миллиметра. Как только игла попала в пещеру, необходимо извлечь гной при помощи шприца, после чего промыть ушную полость, а при необходимости и ввести антибиотики.

Эта процедура весьма опасна, так как можно попасть в сигмовидный синус или среднюю черепную ямку, что чревато последствиями.

Поэтому чаще всего предпочитают обходиться рентгеновским снимком. Его делают трансорбитальным методом. Делают это для того, чтобы получить снимок левой и одновременно правой сосцевидной пещеры для дальнейшего сравнения. При антрите пещеры меняют свой силуэт, пропускная способность воздуха резко снижается. Это обусловлено разрушением периантральных клеток. Если же заболевание протекает как двусторонний процесс, то интерпретировать рентгенограммы очень сложно.

  • Анализ крови не всегда может помочь диагностировать заболевание. Кровь дает стандартную картину:
  • Констатирует нейтрофильный лейкоцитоз
  • Повышенную скорость оседания эритроцитов;
  • Сдвиг лейкоцитарной массы в левую сторону.

В ходе отомикроскопии можно определить положение валика: он находится в задней верхней области тимпанального наружного прохода.

В сложной ситуации диагностики выполняют парацентез (прокол ушной перепонки), в результате которого получают экссудат для последующего анализа. Именно он, в конечном счете, помогает поставить правильный диагноз. После него можно делать и антропункцию.

Парацентез происходит без характерного хруста. Это объясняется тем, что барабанная перепонка становится мягкой и инфильтрированной. А гной может появиться даже спустя сутки после проведения парацентеза.

Как предупредить антрит у детей

Оберегать уши от переохлажденияСвоевременно лечить острые респираторные заболеванияНе позволять ребенку засовывать в ушные проходы посторонние предметы

Лечение антрита у детей

Явный антрит можно успешно вылечить, если обеспечить хороший отток гноя. Сделать это представляется возможным при расширении отверстия при парацентезе, а также используя меры, которые помогают улучшить эвакуаторную функцию слуховой трубы. Можно также удалить пролабированный сегмент слизистой барабанной перепонки.

Все эти меры необходимо использовать наряду с применением нужного ряда антибиотиков. Их назначают в максимально допустимых дозах и сочетают с соответствующими сульфаниламидами, а также проводят терапию по дезинтоксикации.

Если же эти методы лечения антрита не приносят положительного результата, то прибегают к хирургическому вмешательству, то есть антротомии.

Осложнения после антрита

Если лечение антрита затягивается, то это может привести к тому, что гной начнет заполнять пространство пещеры и образовывать фистулу либо в кортикальном слое, либо в барабанно-сосцевидной щели.

Избавиться от такого осложнения возможно лишь при оперативном вмешательстве.

Оцените статью
Добавить комментарий